«Призрачные „стрижи”»: что случилось с проектом по запуску поезда Берлин — Калининград — Санкт-Петербург Избранное

Железнодорожное сообщение между Калининградской областью и Германией приостановили в 2013 году — после того, как Польша повысила тарифы на пассажирские перевозки. С тех пор российская и немецкая стороны периодически озвучивали планы по включению направления в более масштабные маршруты, однако к реальным действиям никто так и не перешёл. Корреспондент Калининград.Ru попытался выяснить, из-за чего откладывается реализация проектов и стоит ли жителям региона рассчитывать на ж/д сообщение с ФРГ.

Шестилетняя пауза

Поезд из Калининграда в столицу Германии курсировал с 2003 по 2009 годы. Пассажиры проводили в пути 15 часов, а стоянки на пограничных станциях занимали 30 минут.

Беспересадочный вагон присоединяли к составу Варшава — Берлин. В ноябре 2009 года соседней республике пришлось отменить маршрут по экономическим причинам. Спустя почти десять месяцев, в августе 2010 года, занимавший тогда пост вице-министра инфраструктуры Польши Юлиуш Энгельхардт заверил, что движение на этом направлении хотят возобновить и проблемой займётся международная рабочая группа.

Через непродолжительное время поезд действительно вернули. Однако в 2013 году вагон снова отменили из-за того, что Польша повысила тарифы на пассажирские перевозки. С тех пор ж/д сообщения между Калининградской областью и Германией нет.

В 2016 году, когда регион потерял прямую транспортную связь с ФРГ из-за отмены рейсов AirBerlin, руководство «Калининградской железной дороги» задумалось о возобновлении маршрута. Чтобы определить целесообразность ж/д сообщения на этом направлении, специалисты стали мониторить ситуацию и изучать пассажиропоток. Спустя примерно год КЖД озвучила идею о запуске поезда Санкт-Петербург — Калининград — Берлин. Этот проект поддержали чиновники областного правительства, и в июле 2017 года вопрос обсудили на встрече с делегацией федеральной земли Бранденбург.

Очевидно, что при определённых экономических интересах это могло бы быть реализовано. Тем более, что у нас есть опыт прицепных вагонов, а в Калининградской области за последние годы появились новые интересные для туристов объекты, маршруты и события, — заявил тогда вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов.

Восстановление маршрута поддержала и партия «Альтернатива для Германии». Как писали «Известия», депутаты озвучили соответствующую инициативу в законодательном собрании, но работа транспортного комитета «застопорилась» под нажимом левого крыла.

В 2018 году о планах по запуску поезда из Берлина в Санкт-Петербург через Калининград заговорило министерство транспорта Германии. «Предполагаем, что из Берлина поезда до Калининграда и Петербурга будут идти через Франкфурт-на-Одере до границы с Польшей и дальше в направлении Варшавы, частично по уже существующему маршруту Варшава — Брест — Минск. Линия — кроме небольших участков в районе Берлина — в последнее время была расширена, теперь скорость движения составов на ней составляет 160 км/ч», — поясняли в немецком ведомстве. О том, что работа над возобновлением маршрута ведётся, заявляла и российская сторона.

Идея без решения

С тех пор прошёл год, но проект так и не перевели в стадию реализации. Сегодня перспектива запуска поезда из Санкт-Петербурга в Берлин через Калининград видится весьма туманной.

В областном министерстве развития инфраструктуры заверили, что в ведомство не поступало обращений от Минтранса ФРГ, связанных с проектом по запуску поезда Берлин — Санкт-Петербург — Калининград.

В целом идею организации такого маршрута в министерстве поддерживают. В ведомстве также сообщили, что для реализации маршрута никаких согласований на уровне регионального правительства не требуется, это вопрос взаимодействия железнодорожных структур нескольких стран, — пояснили в пресс-службе регионального правительства.

В дочернем предприятии РЖД —  «Федеральной пассажирской компании» — не смогли сообщить, когда рассчитывают приступить к реализации проекта. «В ближайшее время назначение такого поезда не планируется», — заявили в пресс-службе компании. Как уточнил собеседник, Минтранс Германии не обращался в ФПК по вопросу проработки проекта «российско-немецкого» маршрута. В министерстве транспорта и цифровой инфраструктуры ФРГ на момент публикации материала не ответили на запрос корреспондента Калининград.Ru.

Сотрудник управления Сената Берлина, эксперт в сфере транспорта Юрген Мурах (Jürgen Murach) в телефонной беседе рассказал, что возможность возобновления ж/д сообщения между Калининградской областью и Берлином обсуждалась в контексте двух проектов.

До введения Россией контрсанкций рассматривался вариант «присоединения» региона к запланированной Евросоюзом магистрали Rail Baltica, которая должна соединить Таллинн и Варшаву через Пярну, Ригу, Елгаву, Шауляй и Каунас. Дальнейшее развитие проекта предполагает строительство тоннеля под Балтийским морем из Таллинна в Хельсинки, строительство параллельной линии из Таллинна до границы с Польшей (город Мариямполе) и соединение скоростной линией Варшавы с Берлином.

В работе над инициативой собирались задействовать Черняховский округ как муниципалитет, где поезда могут переходить на европейскую колею (для этого требуется оборудовать соответствующее устройство). Однако с 2014 года российская сторона, по словам Мураха, не участвует в программе Евросоюза.  

Второй проект — неправительственная инициатива Ostbahn (Восточная железная дорога). «Ряд общин совместно с торгово-промышленной палатой Восточного Бранденбурга хотят модернизировать и ревитализировать историческую железную дорогу: Кюстрин — Костшин — Калининград. До Второй мировой войны из Берлина можно было доехать до Кёнигсберга за 6,5 часов. Это существенное сокращение пути», — рассказывает Юрген Мурах. По его словам, для обсуждения идеи два года назад в Берлин приезжал один из депутатов черняховского окрсовета. С тех пор муниципалитет периодически выходит на контакт, но взаимодействие идёт небыстро.

Испанские поезда и упрощённый въезд

По мнению экспертов, запускать поезд Берлин — Калининград — Санкт-Петербург целесообразно при соблюдении нескольких условий.

Направление Санкт-Петербург — Берлин имеет смысл реализовывать только в формате высокоскоростного сообщения. Паспортные процедуры следует организовывать по ходу движения, без длительных остановок. Для Балтийского региона реализация такого проекта будет драйвером экономического роста, так как значительным образом повысит мобильность населения, — говорит председатель «Общероссийского объединения пассажиров» Илья Зотов.

Представитель отделения немецкого объединения пассажиров Pro Bahn в Берлине Ганс Ляйстер (Hans Leister) считает, что пассажиропоток на этом направлении будет высоким при условии поддержания нормальных экономических и культурных связей. «Когда рассматривается железнодорожное сообщение вдоль балтийского побережья между Германией и направлением „Калининград — балтийские государства — Россия”, кажется, что война закончилась не в 1945-м, а только сейчас. Конечно, это трагедия!» — отметил Ляйстер в беседе с корреспондентом Калининград.Ru.

Юрген Мурах указывает, что возможность возобновить ж/д сообщение между Калининградом и Берлином будет рассматриваться всерьёз только при условии упрощения въезда в регион. Маршрут могли бы обслуживать испанские скоростные электропоезда Talgo, известные в России как «стрижи», с системой автоматического изменения ширины колёсных пар (но и для них придётся оборудовать устройство для перестановки на колею другой ширины). Сегодня такие составы курсируют на направлении Москва — Берлин. «Эти поезда едут на несколько часов быстрее обычных составов, для которых нужно менять вагонные тележки», — поясняет специалист.

Владельцем поезда в случае реализации проекта, по словам Мураха, должна быть РЖД. «В Германии дальние поезда не субсидируются, но у „Российских железных дорог” есть возможность включиться в железнодорожную сеть. Просто она обязана будет платить сборы. Это как в случае с поездом Париж — Берлин — Москва. В Польше точно так же. Я разговаривал с представителями польской железной дороги, они сказали, что готовы перевозить поезд до границы, для этого тоже нужно платить сборы», — указывает представитель управления Сената Берлина.

Вместе с тем пассажиропоток на этом направлении, по мнению эксперта, могут несколько «тормозить» расходы на получение визы. «Плюс теоретически в Санкт-Петербург можно поехать из Таллинна и Хельсинки. Если условия проезда через Калининградскую область не будут улучшены, я не думаю, что спрос будет очень высоким», — заключил Мурах.

Оцените статью
Westgrad.ru
Добавить комментарий