«Идём на восток»: спецпроект Калининград.Ru. Часть четвёртая — Краснознаменск (фото, видео) Избранное

Редакция Калининград.Ru продолжает показывать незаслуженно забытые города на востоке региона. Четвёртая часть нашего специального проекта посвящена Краснознаменску — небольшому городку рядом с литовской границей. Во времена Восточной Пруссии он назывался Лазденен и имел статус посёлка. Здесь сохранилась готическая кирха, остатки мельницы и плотины, довоенные дома и вековая гидроэлектростанция.


Первое упоминание о деревне на месте современного Краснознаменска относится к 1576 году. В 1578-м здесь построили кирху, которая простояла до XVII века. Тогда селение называлось Лаздинай, а в 1734 году его переименовали в Лазденен.

Во время Семилетней войны 1758–1762 годов посёлок на реке Шешупе входил в состав Российской империи. После Лазденен стал активно развиваться и расти. В 1874 году началось строительство новой кирхи в готическом стиле по проекту Фридриха Августа Штюлера.

В Первую мировую войну здесь велись ожесточённые бои между русскими и немецкими войсками. В результате посёлок сильно пострадал. Однако местечко начали активно восстанавливать. Здесь построили гидроэлектростанцию и проложили железную дорогу.

В первой половине XX века в Лазденене работали хлебопекарня, кирпично-черепичный и газовый заводы, а также маслозавод, отель с рестораном, гостиница, аптека, школа. В 1933 году в посёлке проживали 2065 человек, а в 1939 году — 2070. В 1938 году его переименовали в Хазельберг, но городские права так и не присвоили.

В январе 1945 года войска Красной армии вошли в посёлок практически без боя, поэтому он не пострадал. Спустя год Хазельберг переименовали в Краснознаменск, а также присвоили статус города и районного центра. В 1946 году сюда прибыли семьи переселенцев из Орловской и Воронежской областей.

В Краснознаменском районе активно развивалось сельское хозяйство. В 60-х годах колхозы и совхозы насчитывали около 20 тысяч голов крупного рогатого скота. Город постепенно разрастался, открывались новые учреждения. В 1953-м здесь обустроили большой стадион и кинотеатр на 200 мест, а в 1957-м — новую школу. В начале 1960-х населённый пункт стал частью авиалинии Калининград — Краснознаменск — Правдинск. В город летали 12-местные Ан-2.

Во времена перестройки многие колхозы прекратили свою деятельность, постепенное восстановление началось только в конце 2000-х. В 2010 году снова заработала гидроэлектростанция, появились новые крестьянско-фермерские хозяйства. В 2019 году в Краснознаменске запустили производство топливных брикетов.

Краснознаменск не богат историческими и архитектурными памятниками. В советские времена многие здания были разрушены. К настоящему времени сохранилась кирха, остатки мельницы и плотины, некоторые довоенные дома и здание вокзала узкоколейной железной дороги 1901 года.

Округ больше привлекает любителей природы, рыбаков и грибников. Однако посмотреть на кирху, старую плотину и шлюзы приезжают из разных концов области.

В 20 километрах от Краснознаменска, на полпути по дороге к Нестерову, находится посёлок Добровольск. Его население не превышает двух тысяч человек, а главными достопримечательностями являются военные памятники. Населённый пункт, который во время Восточно-Прусской операции четыре раза переходил из рук в руки, знаменит двумя мемориалами. Первый посвящён погибшим красноармейцам, а второй — прусским солдатам, участвовавшим в войнах 1860–1870-х годов.

Оцените статью
Westgrad.ru
Добавить комментарий